2 Формы общественного хозяйства. Товарное
хозяйство: сущность, условия возникновения, эволюция. Товар и его свойства.
Полезность, стоимость, цена.
Формы общественного хозяйства:
Натуральное хозяйство – производство вещей, предметов для непосредственного потребления. Создаваемый продукт обладал единственным свойством – потребительной стоимостью для себя.
Товарное хозяйство – система обособленных производителей, производящих ту или иную продукцию для продажи.
Товарное хозяйство - производство продукции (услуг) для рынка, для продажи.
а) Общей основой возникновения и развития товарного производства является общественное разделение труда, специализация производителей, затем обособление производителей и появление частной собственности. Первое крупное разделение труда - разделение скотоводства и земледелия; второе - отделение ремесла от земледелия, далее - появление отраслей.
б) Обособление производителей, появление частной собственности.
в) Введение феодалами ренты, что привело к краху натурального хозяйства.
Эволюция:
мелкотоварное хозяйство (на основе собственного труда);
мануфактурное производство (во главе с капиталистом);
промышленное производство (применение значит. кол-ва свободной рабочей силы и машин);
автоматизированное производство.
Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое базируется на частной собственности и личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы.
Натуральное – товарное – капиталистическое. Товарное хозяйство имеет множество преимуществ перед натуральным
Товар и его свойства. Величина стоимости товара.
Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги.
Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке.
Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.
Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.
ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.)
ПС составляет вещественное содержание богатства.
Потребительская стоимость товара:
1.должна быть создана трудом;
2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3.должна обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.
Один товар имеет множество меновых стоимостей.
Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.
Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда.
Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда..
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Получившая денежное выражение стоимость товара проявляется в виде цены. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для их сопоставления нужно принять определенное количество денежного металла за единицу измерения, или за масштаб цен.
Масштаб цен - это весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров.