5 Принципы кодирования растровых изображений. Монохромная
палитра. Кодирование цветов палитры (модель RGB, CMYK).
Вначале рассмотрим
принципы кодирования монохромного изображения, то есть изображения, состоящего
из любых двух контрастных цветов – черного и белого, зеленого и белого,
коричневого и белого и т. д. Для простоты обсуждения будем считать, что один из
цветов – черный, а второй – белый. Общепринятым на сегодняшний день,
дающим достаточно реалистичные монохромные изображения, считается кодирование состояния
одного пикселя с помощью одного байта, которое позволяет передавать 256
различных оттенков серого цвета от полностью белого до полностью
черного. Цветное изображение может формироваться различными способами.
Один из них – метод RGB (от слов Red, Green, Blue – красный, зеленый, синий),
который опирается на то, что глаз человека воспринимает все цвета как сумму
трех основных цветов – красного, зеленого и синего. для кодирования одного
цветного пиксела потребуется 3 бита – по одному на каждый цвет. Пусть первый
бит соответствует красному цвету, второй – зеленому и третий – синему. Таким
образом, при данной схеме кодирования цвета на изображение одного пикселя
требуется 3 байта, или 24 бита, памяти. еще один часто используемый метод
представления цвета, в котором вместо основного цвета используется его
дополнение до белого. Если три цвета: красный, зеленый и синий вместе дают
белый, то дополнением для красного, очевидно, является сочетание зеленого и
синего, то есть голубой цвет. Аналогичным образом дополнением для зеленого
является сочетание красного и синего, то есть пурпурный, а для синего –
сочетание красного и зеленого, то есть желтый цвет. Эти три цвета – голубой,
пурпурный и желтый с добавлением черного образуют основные цвета в системе
кодирования, которая называется CMYK (от Cyan – голубой, Magenta – пурпурный,
Yellow – желтый и blacK – черный). Этот режим также относится к полноцветным,
но для передачи состояния одного пикселя в этом случае требуется 32 бита, или
четыре байта, памяти.
Растровое изображение
представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов.
Наиболее известными
растровыми форматами являются BMP, GIF и JPEG форматы. В формате BMP (от
BitMaP) задается цветность всех пикселов изображения. При этом можно выбрать
монохромный режим с 256 градациями или цветной с 16 256 или 16 777 216 цветами.
Этот формат требует много памяти. В формате GIF (Graphics Interchange Format –
графический формат обмена) используются специальные методы сжатия кода, причем
поддерживается только 256 цветов. Качество изображения немного хуже, чем в
формате BMP, зато код занимает в десятки раз меньше памяти. Формат JPEG (Goint
Photographic Experts Group -Уединенная группа экспертов по фотографии)
использует методы сжатия, приводящие к потерям некоторых деталей. Однако
поддержка 16 777 216 цветов все-таки обеспечивает высокое качество изображения.
По требованиям к памяти формат JPEG занимает промежуточное положение между
форматами BMP и GIF.